neliudj: (арбузный цветок)
[personal profile] neliudj
Вот до сих пор каждый день извлекаю пользу из того, что зимой прочитала книжку, которую мне рекомендовали в прекрасном журнале Жени Кац. Не будет преувеличением сказать, что она изменила мою жизнь.
Спешу поделиться. Марти Ольсен Лэйни "Непобедимый интроверт: как преуспеть в экстравертном мире".
Автор говорит о себе, что она выраженный интроверт, много лет успешно работающая психологом и состоящая в счастливом браке с выраженным экстравертом. Книга написана в типично американском стиле.

Поскольку я, интроверт, с собой живу четвертый десяток лет, то многому уже научилась. Работать в своем темпе, планировать задачи по силам, дозировать общение.
Но вот с Даней, умеренным экстравертом, я живу всего только шестой год, что, как вы понимаете, не срок, мало что можно успеть освоить. И вот для понимания Дани книга оказалась очень полезна.
Я хочу обратить на эту книгу внимание всех, у кого в ближайшем окружении есть человек другого типа и кому от этого бывает неуютно. И интровертам, которые хотят успевать за экстравертами, но не преуспевают в этом, и кому от этого тоже неуютно. И просто интровертам - в книге есть и интересная информация, и полезные советы.


Мирно и счастливо жить с экстравертами - возможно, если подходить к этому с умом. Автор описывает свою договоренность с мужем (при противоположных подходах к отпуску отдыхать они хотели вместе): год - ее план, год - его. По его плану они проезжали девять стран за девять дней, по ее - проводили весь отпуск в одном небольшом городке, для осмотра которого муж считал достаточными пару часов.

Потребность в отдыхе и уединении - это не прихоть, а именно потребность, и ее необходимо уважать. (Это я и сама уже поняла, но подтверждение всегда полезно.)

Склонность создавать глубокие парные отношения при отсутствии дружеской компании из нескольких человек - не моя личная особенность, а характерная для интровертов черта. В юности я переживала, что у меня нет компании, а есть только отдельные близкие подруги, и мне было бы легче, если бы знала, что это характерно для интровертов.

Вертность - объективная характеристика, у экстра- и интро- по-разному работает мозг. Это было для меня новостью, и я не знаю, насколько это соответствует современным взглядам передового края нейробиологов (или как зовут специалистов по мозгу?), но схемы в книге есть, и вообще это кажется логичным, просто раньше я не задумывалась.

Постоянный внутренний диалог - тоже не мой недостаток, с которым надо бороться, а черта типа.

Телефонофобия - это тоже типичная черта. Приведу два примера. Той же зимой мне надо было по делу поговорить с сотрудником моей бывшей школы. Я заходила, но неудачно. Моя сестра зашла, тоже не застала его на месте - и оставила записку о сути дела с просьбой позвонить мне и сказать об ответе. Мне бы это и в голову не пришло, для меня это означало бы поставить того человека в затруднительное положение - жил себе и жил, а теперь здрасьте пожалуйста, надо кому-то звонить. Потому что меня подобная записка определенно обременила бы, я не хочу внезапно обнаруживать такие записки на рабочем месте. Или второй пример. Мне надо связаться со службой поддержки. Я шесть раз пишу им через форму обратной связи и два раза на ФБ. Та же сестра, узнав об этом, сразу звонит и сдвигает аналогичную проблему с места. Я бы созрела до звонка недели не раньше чем через две.

Процитирую: "Сделайте над собой усилие, чтобы признать собственные слабости, и имейте сочувствие к несовершенству рода человеческого". Мне это полезно помнить.

И еще очень пригодившийся мне совет: "Доводите до абсурда то, что происходит. Когда мои клиенты беспрерывно жалуются и застревают в состоянии беспомощности, я усиливаю то, что они говорят. "О господи, это просто ужасно. Что же, Христа ради, вы собираетесь делать?" У меня нет намерения высмеивать их, но иногда этот приём помогает им самим увидеть ситуацию со стороны, и тогда мы вместе смеёмся. После того как от души посмеёшься, решения находятся сами собой". Потому что я склонна драматизировать и абсолютизировать неприятности, которые со мной происходят, а разумнее снизить градус.

И самое главное. Экстраверты объективно лучше работают при звучащей музыке. Я была склонна считать людей, которые все время что-то включают, какими-то нехорошими людьми. А Даня постоянно просит фоновых звуков. Я сердилась, раздражалась. А из книги узнала, что это ему действительно надо, как мне - побыть в тишине. Сейчас мы подолгу сидим за одним столом - я работаю в ноутбуке, он рисует. Он не может рисовать "молча" - ему нужна аудиосказка, в тишине он не может, тухнет и скучает. Так что я больше не требую от него этого, а соглашаюсь на компромисс - я работаю, но со звуком, чем не работаю. Только в особо ответственные моменты, когда боюсь где-то ошибиться, предупреждаю: "Мне надо сосредоточиться, я поставлю паузу". И у нас мир, не то, что было до зимы. Так что многое знание каждый день спасает меня от раздражения.

Еще одна близкая мысль: "...другие люди устают, если они сосредоточивают внимание на чём-то слишком долго. Они предпочитают постоянно быть очень занятыми множеством дел". То есть тоже - оказалось, то, на что я решительно навешивала ярлык поверхностности и легкомыслия, нужно проводить по разряду особенностей мышления, и жить становится легче. Дане, конечно, и по возрасту пока не положено сосредотачиваться на чем-то одном, но думаю, помнить про такую особенность мне пригодится в будущем, чтобы не скатываться к приемам "сиди, пока не решишь" и подобным.

Экстраверты не сосредоточены на своем внутреннем мире, и для них нормально не рефлексировать по поводу всего на свете. Для меня помнить об этом трудно, но очень важно. В частности, нежелание Дани что-то обсуждать я иногда тревожно считаю вытеснением, а на самом деле - с ним все в порядке, никакого стресса, а я "достаточно хорошая мама", никакого криминала, просто он уже действительно и думать об этом забыл.

Date: 2014-07-29 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] blumen-elf.livejournal.com
спасибо. Надо будет посмотреть.
Мне тоже приходится многое переосмысливать:-)

вот еще хорошая статья:
http://fit4brain.com/2388

Date: 2014-08-02 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
А у тебя муж-интроверт?
Там подробно есть про все варианты пар с супругами и с детьми.

Date: 2014-08-05 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] blumen-elf.livejournal.com
я оказалась по серёдке линеечки - дочка больше экстраверт, муж - интра.

Приходится гасить возникающие недопонимания. История с той же фоновой музыкой - Полина любит играть с включенным детским радио. Я тоже любила готовиться к экзаменам с радио, поэтому я её понимаю, а муж считает, что это плохо.

Хорошо, когда можно подключать научную аргументацию, а не только интуитивное видение ситуации.

Date: 2014-08-05 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Да, у меня ровно то же самое, до этой книги я считала, что фоновая музыка/радио - это именно плохо. И такого много. Надеюсь, тебе тоже поможет :)

Date: 2014-08-02 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
А наушники? Проблема фоновой музыки решается радикально.

Date: 2014-08-02 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
В эту сторону я не думала, спасибо. Наушники, не включенные в комп? Я почему-то думала, что для полной шумоизоляции им надо быть включенными и реагировать на поступающие звуки.
Всё время сидеть в наушниках не получится, Даня просит реагировать на его рисунки, например, но можно будет договариваться о тихих периодах, что прекрасно.

Date: 2014-08-02 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-abdy.livejournal.com
спасибо, Люда, очень интересно написано. и книжку тоже буду читать.

Date: 2014-08-02 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Да, мне кажется, что книга интересна экстравертам тоже, хотя, возможно, именно тебе пользы будет не очень много, так как ты и так позволяешь интрам рядом с тобой быть интрами, а не чморишь их как экстра-неудачников. Но еще лучше понимать близких - всегда лучше :) Расскажи потом о впечатлениях.

Date: 2014-08-03 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-abdy.livejournal.com
я потому так уважаю право интров на их комфорт, что сама я в реальности только мнимый экстра. из меня как-то вспышками выходит вся эта экстра-деятельность, а самая правильная жизнь всегда проходит в одиночестве, направленном в себя. то есть смешанный тип, или не знаю как это называется.

почитать, разумеется, будет полезно. хотя бы ради майки, очень меня волнует, как она в этом мире будет выживать со своей ярко выраженной интровертностью.

Date: 2014-08-05 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Да, это очень богатая мысль - помочь интроверту жить с его интровертностью :) В книге есть советы, реализовывать которые можно учить детей, и это будет полезно. Хорошо бы этому больше учили.

Date: 2014-08-10 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] reken.livejournal.com
Люда, спасибо за рекомендацию:) А я читаю (пока не дочитала) на ту же тему вот такую книжку: http://www.ozon.ru/context/detail/id/18820002/
Вроде бы электронный вариант гуглится легко:)
Там много рассказывается именно про эксперименты и т.п., которые доказывают биологическую составляющую интро-/экстраверсии, очень интересно.

Date: 2014-08-10 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Насть, я обязательно почитаю, спасибо! Мне тема сейчас важна. В онлайне можно читать, да, я уже нашла :)
Про эксперименты в этой книге тоже есть, но немного. Например, про то, что в состоянии покоя, при лежании в комнате, у экстарвертов и интравертов активны разные части мозга. Для меня это очень убедительно, потому что картина мира у меня в каких-то местах весьма косная и стоят знаки +/- там, где есть просто разные свойства, которые носители изменить не могут (и их родители не могли).

Date: 2014-08-11 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] reken.livejournal.com
В книжке Кейн (я её начала на английском читать с год назад, потом отвлеклась и забросила, но не потому что книжка плохая, а потому что стала читать что-то еще:)) мне запомнилось про долгоиграющий эксперимент (пересказываю, как я это поняла и запомнила): лет 30 назад ученые собрали данные по нервной системе и т.п. нескольких десятков младенцев, и, кажется, до сих пор раз в несколько лет их (уже взрослых) обследуют, в т.ч. и всякие психологические тестирования проводят. И там получилась корреляция интересная, что многие дети, которые во младенчестве были с более низким порогом возбудимости, более живо реагировали на окружающие возбудители, потом выросли интровертами (не стопроцентная корреляция, но что-то вроде 65 процентов или как-то так) и наоборот. И, насколько я поняла, что одно из предлагаемых объяснений этого - людям с такой более возбудимой нервной системой достаточно меньше стимулов из окружающей среды -> интроверсия, а людям с более высоким порогом возбудимости этих стимулов нужно "добирать", отсюда - экстраверсия.

Date: 2014-08-21 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] davemonty.livejournal.com
О. Я помню, ты говорила об этой книге. Теперь вот я ее тоже нашла и хочу почитать. А сейчас я еще читаю предыдущую твою рекомендацию.
Когда читала пост почему-то вспомнился тоже, кажется, пост в жж Якова Георгиевича о тех, кто "боится тишины", о музыке в маршрутках и т.п.

Date: 2014-08-21 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Я тоже помню этот пост Я. Г. Но, думаю, есть разница между фоновой музыкой и очень-очень громкой музыкой или какофонией.

Date: 2014-08-22 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] cat-tie.livejournal.com
Так я же интроверт! Чего мне все этого экстраверта пихают-то?!

Date: 2014-08-22 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Кать, я не знаю, сколько смыслов у этих терминов, но, видимо, много. Я для ясности скопирую, как автор книги предлагает самоопределяться. По этим спискам ты кто?


Краткий вопросник
Просмотрите утверждения, приведённые ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основном подходит (не всё к вам
относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, как вам хочется, чтобы
было. Основывайтесь на первом впечатлении.

Список А:
1. Мне нравится быть в гуще событий.
2. Люблю разнообразие, одно и то же надоедает.
3. Знаю много людей, считаю их друзьями.
4. С удовольствием болтаю с людьми, даже с чужими.
5. Действие заряжает меня, с нетерпением хватаюсь за следующее
дело.
6. Говорю или действую, не испытывая необходимости сначала
подумать.
7. Я в целом довольно энергичный человек.
8. Я склонен больше говорить, чем слушать.

Список Б:
1. Предпочитаю расслабляться в одиночестве или в узком кругу
близких друзей.
2. Друзьями считаю только тех людей, с которыми создались
глубокие отношения.
3. Нуждаюсь в отдыхе после какой-то внешней деятельности, даже
если развлекаюсь.
4. Чаще слушаю, но могу много говорить на интересную мне тему.
5. Кажусь спокойным, уравновешенным, люблю наблюдать.
6. Как правило, сначала думаю, а потом уже говорю или действую.
7. Испытываю пустоту в голове, когда нахожусь в группе людей или
под стрессом.
8. Не люблю чувствовать себя перегруженным работой.

Какой список лучше вас описывает? Если список А, значит, вы
экстраверт. Если Б, то вы интроверт. Вы, возможно, обладаете не всеми
характеристиками из списка, но тем не менее один подходит больше,
чем другой. Поскольку все мы живем в обществе, ориентированном на
экстравертов, и работа или семья до определённой степени требуют
проявления качеств экстраверта, вам, возможно, покажется
затруднительным определить, который из списков больше
соответствует вашему характеру. Если вы не уверены, задайте себе
вопрос: «Когда я ощущаю себя более отдохнувшим: после спокойного
отдыха («внутренник») или активного («внешник»)? Если вы по-прежнему не можете определиться, воспользуйтесь приведённой ниже
формой для самооценки на интровертность.

Date: 2014-08-30 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] cat-tie.livejournal.com
Забавно,действительно получается, что я скорее интроверт. При том, что периодически я люблю поговорить с малознакомыми людьми, пококетничать с официантом в кафе и всё такое.

Date: 2014-08-30 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Я, может, с чем-то путаю, давно уже читала, но мне кажется, она упоминает, что если разных -вертов оставить в пустой комнате лежа, то они думают о разном. Интры - о себе, экстры - не о себе. От тебя у меня ощущение, что ты будешь думать о себе :) А я вообще не могу долго думать на другие темы :)

Date: 2014-09-03 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] cat-tie.livejournal.com
Хахаха, мне тут говорили, что я АДСКИ сконцентрирована на себе - но! эту особенность блестяще лечат антидепрессанты! прости за восклицательные знаки, я смеюсь ужасно.

Date: 2014-09-03 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
(с оживлением) Да, а кто говорил? А антидепрессанты тоже он назначал? Может, мне тоже надо? (к вопросу о сконцентрированности на себе, да)))

Date: 2014-09-04 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] cat-tie.livejournal.com
Да ну конечно, погоди облизываться)) Говорила просто приятельница. а антидепрессанты назначала вовсе даже психиатр, и она ничего такого не говорила (и ничего близкого даже, и я вовсе не уверена, что это в их компетенции и в их "поле" - такие вещи говорить).

Я тут вижу такой механизм - при наличии застарелой травмы есть уход в себя . в том числе и обращение взгляда вовнутрь. Когда травма потихоньку излечивается и боль отступает - появляются силы смотреть куда-то ещё. Но та же сконцентрированность на себе может свободно быть просто чертой личности, которую вовсе не надо лечить.

Date: 2014-09-04 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Да, про то, что сосредоточенность на себе может быть вызвана разными причинами, я понимаю. Как и то, что думать все время о себе - не хуже, чем думать все время о чем-то другом, само по себе это не надо лечить.

Date: 2014-08-31 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
А вот тебе Любаша ниже пишет: "мне кажется, что ты интроверт, но этик, ты хорошо разбираешься в отношениях между людьми и реализуешься в построении этих отношений. По соционике психотип Дюма".

Date: 2014-09-03 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] cat-tie.livejournal.com
Я ничегошеньки не понимаю в соционике, увы. Идея насчёт межчеловеческих отношений интересная и, кажется, где-то недалеко от истины находится.

Date: 2014-08-30 09:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я наконец созрела до того, чтобы тоже прокомментировать эту книгу. В конце концов, если бы не ты, Люсь, я бы ее так и не дочитала.

С начала меня возмутило до глубины души, что автор совершенно не разбирается в делении людей на экстра- и интравертов, и где это слыхано, что последних в 5 раз меньше, и откуда такое неприятие первых. А потом я поняла, что мое сугубо соционическое видение вертности не совпадает с психологической точкой зрения, так что нужно относиться терпимее. Как заключение по этому вопросу - я считаю что автор намешала все в одну кучу. Я, например, согласно ее делению попадаю ровно посередине, хотя считаю себя ярко выраженным экстравертом-логиком, то есть в одна в комнате я думаю о других людях, но в этой самой ситуации чувствую себя совершенно комфортно, и общение с другими людьми меня утомляет. Сегодня я целый день вела воображаемый диалог, и прекрасно провела время=)

Я люблю говорить по телефону, но только с близкими людьми. Деловые разговоры попадают под категорию "надо". И никак не оцениваются. Надо позвонить по работе - какая разница, хочется мне или нет. Болтать с малознакомыми людьми ни-о-чем не люблю, пустая трата времени.

Можно бесконечно рассуждать о неточностях и противоречиях в книге, но главное, на что я обратила внимание - что, по версии автора, существуют промежуточные варианты вертности. А как тогда работает их цепочка обработки информации? В одном случае - длинный путь, а другом - короткий? А как мозг выбирает этот путь? А какая система тогда превалирует - симпатическая или парасимпатическая?

Биологическое объяснение отличий между экстра- и интравертами мне показалось очень увлекательным и убедительным. Я не занималась фМРТ, но полученным результатам я поверила. Конечно, необходимы дальнейшие исследования. Что касается симпатической и парасимпатической систем и медиаторов нервной системы, это мне гораздо ближе, и я отношусь к этим данным с большим энтузиазмом. Кстати, Тест Майер-Бриггс, наиболее распространенный в США, как раз сходен с соционическим восприятием вертности, и, как я понимаю, именно его использовали в биологических исследованиях. Эта часть книги мне кажется наиболее увлекательной и достоверной.

Некоторые советы были очень полезны. Например, сейчас занимаюсь составлением графика суточной активности,очень интересно=) А ограничением социальной деятельности я занялась еще до прочтения книги, действительно очень полезно. Что касается музыки, я прямо сейчас пишу комментарий под радио, мне нравится=)

И вообще, несмотря ни на что, автор производит впечатление хорошего психолога, и в результате у меня остались положительные впечатления.

PS Аня, мне кажется, что ты интроверт, но этик, ты хорошо разбираешься в отношениях между людьми и реализуешься в построении этих отношений. По соционике психотип Дюма.

Люба.


Date: 2014-08-31 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] neliudj-mama.livejournal.com
Вы знакомы с Аней, которая тут выше в комментариях? Или ты пишешь для другой Ани?

Спасибо большое, мне интересно. Я еще подумаю об этом :)

Date: 2014-08-31 09:26 am (UTC)
From: (Anonymous)
Прости, я имела в виду Катю=)

Profile

neliudj: (Default)
neliudj

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
111213141516 17
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 08:30 am
Powered by Dreamwidth Studios